Заброшенные Места Армавира
В советскую эпоху государство жёстко подавляло религию. Духовные лица подвергались репрессиям. Богослужения в большинстве храмов были прекращены, а их здания либо закрыты и обречены на медленное разрушение, либо приспособлены под другие нужды, став амбарами, складами или производственными цехами.
Вид заброшенной церкви привычен для россиян. Во многих деревнях по сей день стоят полуразрушенные соборы, которые никто не собирается восстанавливать.
А вот заброшенную мечеть можно увидеть не часто.
Многие мечети в мусульманских селениях были разрушены до основания во времена СССР.
Те же, что уцелели, были восстановлены на средства местных мусульманских общин в 90-е годы.
Заброшенные мечети сохранились в основном лишь в тех районах, которые были покинуты мусульманами в силу разных причин.
Призраки Касимовского ханства
Север и восток Рязанской области – район компактного проживания татар. Вплоть до конца XVII века на этой территории располагалось Касимовское ханство, независимое от Москвы.
Из государств – осколков Золотой Орды оно стало одним из последних, вошедших в состав России.
С потерей независимости касимовские татары стали постепенно покидать родные места, выезжая на заработки в города, а также ассимилироваться с русскими.
В советское время этот процесс усилился. Многие татарские сёла Рязанской области обезлюдели полностью.
Одно из таких сёл – Чернышово в Кадомском районе.
В 1908 году в селе, насчитывавшем около 200 человек населения, была построена мечеть из красного кирпича. Инициаторами строительства выступили братья Каюм и Шариф Бахтиозины.
В настоящее время мечеть находится в нежилом состоянии. А от самого села практически ничего не осталось, населения здесь больше нет.
И хотя мечеть Чернышово признана памятником архитектуры и вполне могла бы быть восстановлена, никаких попыток по её реставрации не проводилось. И едва ли они будут предприняты, ведь мусульманский храм здесь больше некому посещать.
Кроме Чернышова, в Рязанской области много и других брошенных или полностью обрусевших татарских сёл. Но мечетей в первозданном виде в них не сохранилось, их здания либо обрушились, либо были приспособлены под бытовые нужды во времена СССР.
Полностью разрушились вместе со своими селениями мечети сёл Собакино (Суу-Бак) и Шилино. Теперь их можно увидеть лишь на старых фотографиях. Были оставлены и канули в Лету и многие другие мусульманские поселения этого региона: Чиричеево, Карамышево, Джегурманово, Шегашаново и т. д.
Source: www.islam.ru