Заброшенные Места Первоуральск
«КАК ТЕСЕН МИР…» (эпизод 2)
В XVIII – XIX веках погосты были в деревнях Подволошная, Талица и Сажино. Возможно, было кладбище в деревне Ельничной (Пильной). Сведениями о старых кладбищах в Подволошной и Пильной я не располагаю, поэтому воздержусь от комментариев. Другое дело деревня Сажино. Это старинное поселение, упоминаемое в записках академика Георги за 1773 год, известно старообрядческими захоронениями. Примерно в полутора километрах к северо-западу от несуществующей уже деревни находится несколько старых могилок. На фоне техногенного пейзажа захоронения смотрятся странно.
В том, что могилы старинные можно не сомневаться. Вот что писал в 1914 году корреспондент газеты Уральская жизнь: «В одной версте от деревни [Сажина] находится могила, чтимого на Урале старообрядческим миром старца – скитника Аввакума. Ежегодно с различных мест на могилу совершаются паломничества. После Петрова дня и после Ильина на могиле бывают богомольцы из Шайтанского и Ревдинского заводов. Проводят они здесь сутки и более в молитве и песнопениях духовных стихов. Над могилою устроен навес из досок, утвержденный на столбах. В нынешнем году столбы подгнили и навес упал. Сама могила огорожена досками, чтобы не рассыпался могильный холм. Над могилой повешена икона Божьей Матери «Утоли моя печали» старинной работы. Место, где схоронен скитник Аввакум сплошь поросло густым лесом – ель и пихта сохраняют покой и молчание могилы. С одной стороны от могилы идет глубокий обрыв, заслоненный лесной чащей. Ранее дороги к могиле не было, так как кругом было болото. С какого времени в этом месте схоронен скитник Аввакум никто не знает. Старики деревни Сажиной говорят, что еще их деды и отцы не знали, в какое время жил, и умер скитник Аввакум».
В журнале «Уральский старообрядец» № 4-5 за 1915 год в статье В. Судогорского написано: «До революции могилу старца Аввакума было принято посещать в праздник святых апостолов Петра и Павла: сходились старообрядцы из Ревдинского, Шайтанского заводов и других мест. «Тогда местность здесь оживляется – людской говор, горячая молитва и пение стихир создают проникновенное настроение».
Source: pervouralsk.ru